Котобизнес: как на основе ветеринарных клиник создать необычный проект
Анна Кондратьева — преуспевающий предприниматель, ее бизнес связан с кошками.
Помимо того, что Анна является владелицей сети ветеринарных клиник в Санкт-Петербурге, она еще занимается развитием нескольких проектов — котокафе под названием «Республика Кошек», Музеем Кошки и детскими центрами.
О скрытых проблемах котокафе, необычной целевой аудитории и планах по развитию проекта с Юрием Куклачевым Анна Кондратьева рассказала в интервью Контур.Журналу.
Основной мой бизнес — сеть ветеринарных клиник «Элвет» в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день их всего пять в городе. Из этого бизнеса выросли некоторые другие проекты. У нас в клиниках сложилась традиция: клиенты — владельцы наших «пациентов» дарили нам различные безделушки, связанные с питомцами. Все эти подарки копились из года в год, пока мы в 2008 году не придумали создать такой уникальный проект, как Музей Кошки. Со временем мы поняли, что нам не хватает пространства для общения, и открыли в 2011 году котокафе под названием «Республика Кошек». В настоящее время на базе Музея Кошки мы расширяем пространство, чтобы открыть еще одно полноценное котокафе.
«Республика Кошек» — это типичное тайм-кафе, когда люди оплачивают не пирожные, а время присутствия. Сейчас это достаточно распространенный формат, но когда мы начинали, это был уникальный в своем роде проект. Наша «Республика Кошек» стала одним из первых тайм-кафе в Петербурге. Только в нашем случае посетитель изначально платил за время, проведенное с кошками.
В рамках нашего проекта прописаны некоторые условия, о которых мы сразу предупреждаем. Например, люди, приходящие к нам, не билет покупают, а оформляют въездную визу. При несоблюдении конституции «нашей страны» (то есть нарушении правил) мы можем в любой момент «депортировать» человека. У нас строгие законы, так как безопасность и удобство котиков для нас превыше всего. Нужно сказать, что жесткие правила возникли не на пустом месте: некоторые посетители, особенно с детьми, действительно считают, что, заплатив деньги, могут обращаться с котами так, как им хочется.
Сейчас в рамках проекта «Республика Кошек» у нас действуют два пространства. Помимо пространства с котиками, где оплачивается время, проведенное с животными, у нас также есть кафе, где люди могут выпить кофе с пирожными и даже перекусить.
Скрытые проблемы
К идее открыть котокафе люди приходят по-разному. Иногда это заводчики животных или люди из общепита, у которых обычное кафе постепенно обрастает котиками. Ведь сложностей с получением санитарного разрешения сейчас нет, в основном это носит уведомительный характер. Главное — чтобы не возникли проблемы при прохождении проверок. А у людей, связанных с общепитом, есть риск столкнуться с неприятностями, потому что они не знакомы с множеством деталей относительно содержания животных. Во-первых, животные должны быть вакцинированы, обработаны от ряда заболеваний и иметь документы. Во-вторых, их содержание нельзя совмещать с форматом приема и приготовления пищи.
В этом смысле мне, как владельцу ветклиник, проще — мы соблюдаем все гигиенические требования на операционном уровне: все дезинфекции и другие процедуры обитателям котокафе делаются как для ветеринарной клиники, даже больше, чем это требуется для общепита. Все необходимые документы, которые требуют проверяющие органы, у нас в порядке.
Еще «Республика Кошек» отличается от других котокафе тем, что у нас один состав кошек. А некоторые держат по два состава кошек, чтобы их менять между собой, чтобы животные не уставали. Мы, поскольку находимся в центре города, сильно ограничены в помещении, для нас достаточно дорого держать подсобные помещения. Все кошки живут в помещении, в котором с ними общаются люди, однако они имеют возможность в течение дня уйти наверх и отдохнуть от посетителей.
Многие люди не оценивают проблем, которые могут возникнуть с кошками. Из-за этого у нас в стране уже четыре котокафе закрылось. Если не вакцинировать животных и экономить на ветобслуживании, обязательно возникнут проблемы.
Ко мне часто обращаются люди, которые хотят купить франшизу «Республики Кошек». Я думала об этом, но мне сложно будет контролировать качество. Во многих котокафе, которые я посещаю, я вижу, что половину животных я бы уже отправила в клинику.
Необычная целевая аудитория
В кафе у нас работает несколько человек, которых мы называем котохранителями. Два сотрудника имеют ветеринарное образование, они не являются практикующими ветеринарными врачами, но могут делать повседневные обработки, проводить поддерживающую терапию. Также раз в неделю к нам обязательно приходит ветеринарный врач из клиники: малейшие подозрения — и мы отправляем котика в ветклинику.
Помимо основного персонала нашему котокафе помогают волонтеры, в основном студенты старших курсов. Для них такая работа является еще и хорошей языковой практикой, так как к нам приходит много туристов. В смену у нас работает три человека, в ночную смену — один человек, который занимается уборкой.
У нас нет рекламного бюджета, поэтому мы раскручиваемся за счет публикаций в СМИ. Котокафе — это не столько бизнес, сколько социальный проект, потому что через него мы находим животным хозяев.
include($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . "banners/3-banner-inside.php"); ?>
На начальном этапе у нас возникали некоторые проблемы с донесением смысла нашей концепции: некоторые люди удивлялись тому, что нужно платить 100 руб. за то, чтобы погладить кошек. Первый год по социальным сетям даже стал распространяться забавный демотиватор с одной из наших кошек с надписью «100 рублей, чтобы погладить кошек?» С тех пор стоимость выросла, но мы ограничили и количество людей, которые могут находиться в «Республике Кошек» в течение часа, до 15 человек. Это необходимо для того, чтобы всем было комфортно.
Сейчас стоимость в будний день составляет 400 руб., в выходной — 500 руб. В цену входит оформление въездной визы, посещение котиков, угощение, плюс мы даем нашу валюту — котейки или кэткоины. Ее можно потратить по своему усмотрению, она эквивалентна 250 руб.
Котокафе — место для взрослых. Чтобы особенно акцентировать на это внимание, мы периодически думает о том, чтобы сделать для детей двойной тариф. Основная наша аудитория — молодежь, 35% из которой — молодые мужчины. Можно сказать, что, открывая «Республику Кошек», мы как раз хотели изменить целевую аудиторию. И если в Музее Кошки основными посетителями всегда были бабушки с внуками, то «Республика Кошек» — это молодежное заведение, рассчитанное скорее на мужскую аудиторию.
Кода был распространенный тренд — девушка с маленькой сумочной собачкой, мы рассмотрели только-только появляющуюся прослойку ребят-гиков с котами. Именно на эту публику мы и рассчитывали. Постепенно наше котокафе превратилось в прекрасное место для первых свиданий.
Мероприятия, которые проводятся на территории «Республики Кошек», в основном бесплатные, люди оплачивают только вход к животным. Также у нас проходят разовые мероприятия, например, роспись пряников. Хорошая статья монетизации — это сувениры, которые мы сами производим.
Финансовый старт
Стартовый капитал составлял порядка 1,5 млн руб. Но мы на многом экономим, например, не закупаем кошек. Я знаю, что многие котокафе это делают.
Кроме того, у нас есть партнеры. Нас очень поддерживает компания Royal Canin, которая дает нам бесплатный корм. Нас также поддерживает компания, которая производит наполнители. Это существенная статья бюджета, так как для 25 животных требуется много всего.
Мне достаточно сложно проанализировать окупаемость проекта, потому что ветеринарные клиники и котокафе для меня — единый бизнес. Каждый месяц мы бесплатно пристраиваем по несколько животных, а довести их до этого момента стоит порядка 15 000 — 20 000 руб. Мы берем животное с улицы, вакцинируем, кастрируем, передерживаем и отдаем хозяину. Поэтому рассматривать этот проект чисто как бизнес сложно. Скорее это возможность продвижения ветклиник.
Кошачий TripAdvisor
Первые котокафе открылись в Японии, и это была преимущественно заводческая тема. Я посетила уже почти четыре десятка котокафе во всем мире. Когда я была в Америке полтора года назад, там не было ни одного котокафе, я посетила три открывающихся заведения. Сейчас их в Америке уже больше 150. Во всем мире уже насчитывается 163 котокафе. Я это знаю, поскольку веду базу котокафе.
У меня в планах — открытие сайта типа TripAdvisor, который помогал бы людям сориентироваться, найти кошачьи места в разных странах: котокафе, музеи, разные достопримечательности, связанные с кошками. Потому что владельцы котов — люди увлекающиеся, они с удовольствием посещают разные места.
Сейчас мы разрабатываем экскурсионные маршруты «Кошачий Петербург» и вместе с Юрием Куклачевым составляем маршрут Москва — Петербург, то есть объединяем кошачьи места в единую карту. Рассчитываем на то, что в сезон это предложение заинтересует гостей и жителей города.
Источник: kontur.ru