Интервью с хозяином белорусского питомника котов-мейнкунов
Парень, который разводит котов-гигантов: Мейн-куна за 700 долларов просят даже студенты. В рассрочку. Мейн-куны - самые крупные домашние кошки в мире, их длина может достигать метра, а вес - 10 килограмм...
Мейн-куны - самые крупные домашние кошки в мире, их длина может достигать метра, а вес - 10 килограмм. Енотовидный кот из Мэна - так можно расшифровать слово "мейн-кун" - на самом деле никакой не енотовидный, хотя и был выведен в американском штате Мэн. Эти кошки жили на фермах первых колонистов. Породу сформировали тогдашние суровые условия жизни, хотя по интернету гуляет легенда, что мейн-куны произошли от енотов. Верить ей не стоит.
В Восточную Европу мейн-куны попали на волне перестройки в 1989 году, а белорусы хорошенько присмотрелись к породе совсем недавно. В семье предпринимателя Никиты Борисенко такая кошка появилась 3 года назад.
- Моя мама разводит мейн-кунов уже лет 7, и кошка нам досталась в подарок от нее. Этого нам с Кристиной, моей женой, показалось мало. Мы купили кота, потратив на это 1400 евро - 3 зарплаты, и зарегистрировали питомник, - смеется Никита. На гостей недоверчиво взирает тот самый кот, которого назвали Каро. У его подруги изысканное имя Ричи Аморе.
Питомник - это обычная "трешка" в Каменной горке. Две комнаты занимают хозяева и их 10-месячный сын, одна отдана "на растерзание" котятам. На первый взгляд, маленький ребенок и семь кошек не могут существовать рядом. В семье Борисенко строго следят за гигиеной.
- Котята живут в отдельной комнате, к ребенку мы их не пускаем. Взрослые гуляют по квартире, но с сыном они дружелюбны. Дважды в день жена делает влажную уборку, поэтому от антисанитарии ни мы, ни малыш не страдаем, - Никита впускает нас на кошачью территорию. - А шерсть… волосы и у людей выпадают.
Единицы домашних питомцев могут похвастаться отдельной комнатой, но этим котятам повезло. В их распоряжении три лотка, две миски с кормом и 17 квадратных метров площади.
- Мейн-куны не обременительны в уходе. Их не нужно вычесывать днями напролет, как персов, только регулярно убирать, - Никита перебирает игрушки, и пять котят моментально бросаются к нему. - Я собачник, а мейн-куны напоминают их по характеру. Они спокойные и очень социальные. Когда Ричи была беременна, она прибегала по ночам на плач малыша. Наверно, если бы могла говорить, то спросила: "Сами не можете разобраться?"
Котята носятся по комнате, напоминая пять пушистых рукавичек. Особенно активен темный Карузо. Его темперамент уже привлек покупателей, но пока котенку не сделают все прививки, из дома он не уедет.
За Карузо новые хозяева заплатят 900 долларов. Почти вдвое больше средней белорусской зарплаты. Для справки: в "лакшери"-сегменте кошачьего рынка мейн-куны уступают саваннам и бенгальским кошкам, за которых просят до 5 тысяч долларов.
- Если раньше жители постсоветского пространства мечтали о британской или персидской кошке, то сегодня все хотят мейн-куна. По некоторым клиентам видно, что человек не ущемляет себя, отдавая 700-1000 долларов за котенка, - вспоминает Никита, по одному вылавливая котят из всех углов. - Правда, в последнее время котов стали покупать люди среднего достатка и студенты. Молодежь даже просит продать мейн-куна в рассрочку.
Чтобы не разочаровывать "кошатников" Никита еще по телефону спрашивает: "Знаете ли вы, сколько стоят мейн-куны?" Обычно те в курсе, на что они идут. Но если покупателю понравился котенок, это не значит, что завтра он не позвонит с просьбой забрать животное назад.
- Были случаи, когда покупатель звонил на следующий день со словами: "Он мне провода перегрыз. Что это за котенок такой?" Мы стараемся объяснять, что котенок - это тот же ребенок, только пушистый. В крайнем случае берем животное назад.
include($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . "banners/3-banner-inside.php"); ?>
Никита старается общаться с покупателями, чтобы знать, как сложилась жизнь их питомцев. А некоторые заводчики еще на стадии покупки просят фотографии квартиры, в которой поселится кот. Супруги Борисенко так далеко не заходят. Понимают, что на голом энтузиазме эту породу не только не купить, но и не прокормить.
- Мы никогда не высчитывали, сколько тратим на содержание. На семерых котов уходит около 2 миллионов рублей в месяц, - прикидывает Никита, показывая на 10-килограммовый пакет кошачьего корма. Каждый день его становится на 800 грамм меньше - столько поглощает зверинец семьи Борисенко. - Забота о здоровье тоже влетает в копеечку. Котят необходимо привить. Одна прививка стоит 70-100 тысяч рублей, каждому котенку необходимо три таких, пока он не переедет в новый дом. К тому же котята, как и дети, нуждаются в игрушках.
Отдельная часть жизни и расходов заводчиков - выставки. Отец семейства Каро участвует в них регулярно. Там оценивается его племенное качество и породные данные. А без разводной оценки экспертов-фелинологов взять кота из питомника нельзя.
- Мне жалко возить Каро на выставки, я вижу, что ему это не нравится. И жалко, и даже страшно иногда. Бывали случаи, когда котов на выставках травили. Это для России характерно. Там люди пытаются строить на этом бизнес, поэтому конкуренция жесткая.
Выставка за границей может "съесть" сразу 500 долларов. Но Никита и его супруга позволяют себе такое дорогое удовольствие, чтобы питомник заслужил авторитет. К тому же на выставках коты неплохо продаются. Главное, держать равновесие между ценой, приемлемой для покупателей, и выгодой для продавцов.
- Если снижаем цену, в России могут и угрожать. Мол, мы тут тоже жить хотим, а вы приехали из нищей Беларуси и ценовую политику нам ломаете.
Для мейн-куна "дешево" - это 500 долларов. Обычно цена на 100-300 долларов выше. С таким ценником разведение кошек может показаться золотой жилой, но Никита на такое предположение иронично улыбается.
- Прибыль, конечно, есть. 100-200 долларов с одного котенка. Ради этих денег за ним нужно ходить три месяца.
Он прагматик и не считает, что питомник может принести деньги. Это хобби, которое с трудом покрывает даже карманные расходы.
- Чтобы зарабатывать нормальные деньги, скажем, 3 тысячи долларов, надо продать не 5 котят в год, а 5 в месяц. И не по 500 долларов, а по 1000. А чтобы продавать 5 котят в месяц, нужно 7 кошек и 3 кота-производителя, каждый из которых стоит 1,5-2 тысячи евро. Тогда, может, математика и выведет на нормальную прибыль.
Тогда, и это точно, супругам Борисенко вместе с расширением бизнеса придется расширять и жилплощадь. С 15 кошками в квартире они едва ли уживутся.
Источник: tut.by